В основе территориальных изменений лежит не чья-то злая (добрая) воля, а объективный исторический процесс.

Никакое адекватное государство не может проводить политику раздела соседнего государства. Даже при его недружественной политике. Распад любого государства приводит у геополитическому дисбалансу. Повышается риск войны, требуются значительные ресурсы на стабилизацию чужого пространства. Чем больше распадающееся государство тем больше дисбаланс. Поэтому в дипломатии так внимательно относятся к принципу "территориальной целостности". Вопрос распада не в том, кто от него приобретёт, а сколько от него потеряют. Поэтому США в конце Холодной войны не стремились к обязательному распаду СССР. Исключая Прибалтику, которую они частью СССР признавать не желали.

Большим плюсом устройства СССР была его принципиальная лёгкость демонтажа. Сейчас это рассматривают в качестве проблемы. Но на рубеже 80-х СССР вошёл в системный кризис, преодолеть который без упрощения структуры не мог. Войны распада прошли относительно быстро, без значительных потерь инфраструктуры. Что определило успешное вписывание советских республик в глобальную экономику. Их нынешние проблемы продиктованы тем, что возникшие у глобальной экономики трудности ставят под вопрос эту самую успешность. Фактически происходит экзамен на реальную государственность. Судя по использованию некоторыми республиками стратегии инерции распада, этот экзамен сдадут не все. Для их соседей такая историческая перспектива представляет собой проблему. Где для одних вызов самосохранения, для других вызов Хаоса.
читать дальше

источник - taira_koremochitaira_koremochi 
[0 ссылок 62 комментариев 3700 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями